«Добрый человек из Сезуана» Ю. П. Любимова
Автор: Анастасия Князева
Репертуар любого театра формируется в течение продолжительного времени: одни премьеры сменяются другими; некоторые спектакли играют всего сезон, а другие остаются на более долгий срок. За счет таких «спектаклей-долгожителей» театр расширяется, приходит все больше зрителей, а труппа пополняется новыми актерами, режиссерами, художниками. Однако в каждом театре существует хотя бы один спектакль, который называют его «визитной карточкой». Как правило, это один из первых спектаклей, сыгранных на сцене театра, или та постановка, которая с наибольшим успехом прошла в свой первый театральный сезон, тем самым уверенно закрепив за собой место в репертуаре театра.

Такой «визитной карточкой» и является спектакль Ю. П. Любимова по пьесе
Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» в Театре на Таганке, премьера которого состоялась 23 апреля 1964 года. Это первый спектакль Театра на Таганке, с него и началась история детища Любимова. Однако эту постановку нельзя назвать закостенелой и покрывшейся толстым слоем пыли истории. «Добрый человек из Сезуана» продолжает жить на сцене Театра на Таганке, потому что остается современным.

История единственного оставшегося в Сезуане доброго человека по имени Шен Те изображена на сцене с равной долей комизма и трагизма, проявляющих себя одновременно в одних и тех же его элементах. Зрители невольно смеялс, как только перед ним появлялись три бога с их глуповатой походкой и одинаковым набором фраз и действий. Однако ситуация поистине трагическая: миру дарован не один бог, а целых три, но они не стремятся помогать людям, а даже наоборот: буквально сваливают всю ответственность за цветущее в мире зло на хрупкие плечи обычной девушки, которую торжественно называют добрым человеком из Сезуана, откупившись от нее несколькими сотнями долларов, хотя в их власти творить абсолютно все. Высшие силы перестали контролировать происходящее на Земле – они выступают наблюдателями и пускают все на самотек. Это ли не трагедия?

Даже «идеальная» Шен Те в некоторые моменты оказывается более жесткой и несправедливой, чем ее друг — водонос Ванг.

Немаловажным лейтмотивом всего спектакля, конечно, становится музыка, авторами которой стали А. Васильев и Б. Хмельницкий. Дуэт гитары и баяна создает легкий мотив, сопровождающий зрителя после каждой отыгранной сцены. Он нередко врывается в действие в моменты наибольшего накала страстей и эмоций, снимая, тем самым, напряжение зрителя и вновь вводя его в состояние легкой расслабленности, и, таким образом, трагизм вновь сменяется комизмом. Такой ход свойственен не только Ю.П. Любимову, но и Г. А. Товстоногову – именно на 60-е годы прошлого столетия приходится расцвет БДТ (тогда — им. Горького).

Таким образом, дебют Театра на Таганке вполне оправданно называют его «визитной карточкой» и таким же символом театра, как «Чайка» А. П. Чехова для МХАТа. Спектакль интересен в первую очередь как возможность проследить становление Театра на Таганке и изучить творчество Любимова.
06.01.2019
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website