Интерес к Эрдману
К истории творчества писателя
Автор: Ксения Корвель
[Эссе]
История «Самоубийцы» Н.Р. Эрдмана сложна и запутана. Пьеса, написанная в 1928 году, сразу вызвала интерес у многих театральных режиссеров; ее хотели поставить сразу три крупных театра: ГосТИМ, МХТ и Театр Вахтангова.

Тогда же она была передана Всеволоду Мейерхольду для поставки в ГосТИМе. Главный Репертуарный Комитет запретил ее не сразу — только через два года, в 1930-м. Впрочем, обсуждение не прекратилось и после запрета: Мейерхольд и Станиславский писали обращения о постановке пьесы, а А. И. Стецкий — записку о двусмысленности пьесы, которая в каждом отдельном случае может сыграть и против советского режима, и на его благо, так что в каждом отдельном случае постановку можно разрешить. Эта записка была обращена к Сталину в 1930 году, когда «Самоубийца» существовал уже 2 года; неизвестно, почему именно в этот момент Стецкий берется за анализ и комментирование произведения.

В 1932 году К. Д. Гандурин, возглавлявший Главрепертком представил Сталину свой отзыв о «Самоубийце» и в конце сообщил о причине запрета, наложенного Главреперткомом в 1930 году.

«Подсекальников выведен в смешном виде, но изрекает с точки зрения классового врага вовсе не смешные вещи. Он ходячий сборник (точно как и другие действующие лица) антисоветских анекдотов, словечек и афоризмов. <…> Мораль пьесы … – жить не стоит. <…> Пьеса запрещена ГРК в начале сентября 1930 г. Она была также отклонена театром им. Вахтангова. После читки ее на Худполитсовекте театра им. Мейерхольда она получила резко отрицательную оценку в ряде московских газет»[1] .

После еще одной попытки Станиславского обратиться с просьбой о постановке «Самоубийцы» Сталин ответил: « … Я не очень высокого мнения о пьесе «Самоубийца». Ближайшие мои товарищи считают, что пьеса пустовата и вредна»[2], однако разрешил Станиславскому начать выпуск спектакля, но после первых же репетиций партийная комиссия запрещает постановку.

Попытки Мейерхольда поставить «Самоубийцу» в 1932 году также прекращены. Спектакль исчезает со сцены, а пьеса не печатается.

Лишь в год смерти Эрдмана, в 1969 году, пьеса впервые была опубликована в ФРГ на русском языке. В том же году в Гётеборге (Швеция) она была впервые поставлена на театральной сцене. «Самоубийца» переведен на иностранные языки, ставился во многих западно-немецких, французских, английских театрах; постановка шла в Америке в Бродвейском театре, поставленная литовским режиссером-эмигрантом Юрашисом.

На родине Эрдмана пьеса впервые опубликована в 1987 году в журнале «Современная драматургия» (№ 2). В 1982 году в Театре Сатиры Валентин Плучек, бывший ГосТИМовец, решил снова обратиться к ней. Спектакль шел всего два года. На этот раз запрета не было, но была рекомендация сверху — снять с репертуара.

«Самоубицу» также ставил Юрий Любимов в театре на Таганке в 1990 году. После этого интерес к пьесе утих на 15 лет.

С 2005 года, начиная со спектакля Романа Козака в драматическом театре им. Пушкина, начинается новая волна постановок Эрдмана.

В 2013 году «Самоубийцу» ставит режиссер Валерий Белякович в Театре на Юго-Западе. Вячеслав Климов и Ирина Бочоришвили (художники по свету и костюмам) наполнили постановку цветом, шумом и динамикой: пестрые цыганские юбки, кружащиеся в танцах, белые, но подсвечиваемые разноцветными прожекторами костюмы героев, песни, громкие, выразительные монологи. Едкие и ироничные реплики произносятся с большой театральностью, делая все происходящее на сцене настоящим балаганом. В спектакле играют Дмитрий Гусев (Семен Подсекальников), Жанна Чирва (жена), Галкина Галина (теща), Алексей Ванин (Калабушкин), Сергей Бородвинов (писатель), Ольга Иванова (Клеопатра Максимовна).

Постановка в Студии Театрального Искусства 2015 года — совсем другая. В первую очередь она отличается подбором актеров: в спектакле задействованы три поколения. От самого старшего Сергея Качанова, исполнившего роль Егора Тимофеевича, до юного Глеба Пускепалиса, играющего молодого глухонемого. Семья Подсекальниковых также исполнена молодыми актерами — Вячеславом Евлантьевым и Евгенией Громовой, позже роль Марии Подсекальниковой начала играть и Мария Корытова. За роль несостоявшегося самоубийцы Евланьтьев получил премию Станиславского. Сергей Женовач представляет совершенно иное прочтение пьесы — это не яркая комедия с цыганским напевами, как у Валерия Беляковича. У Женовача «Самоубийца» скорее о роли маленького человека в обществе — он пытается понять свое значение, заслужить право на счастье. В СТИ нашли более психологический подход к пьесе Эрдмана. Политический спор меркнет, давая путь индивидуальной драме человека и его переживаний.

В том же году пьеса ставится в Театре имени Ермоловой Денисом Азаровым. В ней задействованы Борис Дергун (Подсекальников), Кристина Асмус (его жена), Антон Колесников, Екатерина Любимова. Азаров, видимо, хотел дистанцироваться от реалий 20-х годов ХХ века, поэтому в отличие от СТИ, где зрителя встречали ряды обшарпанных коммунальных дверей, и Театра на Юго-Западе, хоть и с ярким цветовым оформлением, но минималистичными потрепанными декорациями, сцена театра имени Ермоловой встречает зрителя яркой колористикой — красно-желтые стены, актеры с выбеленными лицами. Важно заметить, что здесь режиссерский вариант сильно отличается от авторского (к слову, в Женовач отнесся к тексту очень бережно): выброшена сцена с прощальным банкетом, первая кульминация пьесы! Похороны также наделяются несвойственной эрдмановскому шепоту уверенностью, пафосом и громкостью — последний монолог Подсекальников читает стоя в зале, это больше похоже не на шепот, а на проповедь. Также в спектакле появляются милиционеры, которые в конце расстреливают Виктора Викторовича (писателя) и собираются расстрелять остальных.

Однако несоответствие оригинальному тексту и сомнительные вставки — не повод отказаться от просмотра спектакля. Ведь театр давно стал не просто развлечением, это возможность познавать не только себя, но и общество.

События «Самоубийцы» современны: маленький человек ищет что-то устойчивое в мире, пытается понять свое место и свою значимость в эпоху обезличивания. Сейчас это осталось позади, все чаще ценятся личные достижения каждого, однако нахождение своего места остается и сейчас достаточно актуальной проблемой. Неизменной осталась и меркантильность общества, полностью ориентированного на материальные блага. Поэтому современный читатель и зритель может отождествить себя с главным героем, научиться чему-то важному на его примере.

Как и в период оттепели, последние 10 лет общество спорит о том, как рассматривать эпоху СССР. Сейчас филологи и историки часто обращаются к ранее мало популярным или запрещенным писателям и поэтам ХХ века. Один из них является Эрдман. Чтение литературы советского периода можно назвать способом понимания и изучения того, что происходило в ХХ веке.

Можно сказать, что для режиссеров основной целью постановки того или иного спектакля является поиск своей правды. Люди хотят знать свою историю, хотят быть частью чего-то большего, потому что не чувствуют себя причастными к ней.

В 2018 в Театре на Малой Бронной выходит спектакль Екатерины Дубакиной по мотивам «Самоубийцы» Н.Р. Эрдмана. Это прекрасная возможность посмотреть и порассуждать не только об авторском прочтении пьесы, но и о современности.


[1] Васильев К. Вдохновляйтесь согласно постановлениям // Самоубийца. СПб.: АЗБУКА, 2011. С. 306–313.
[2]«… Я не очень высокого мнения о пьесе "Самоубийца". Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна..» – из письма Сталина Станиславскому от 9 ноября 1932 года.
30.12.2018
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website